+7 495 781 31 71
Концепция
Парк имени Кулибина
г. Нижний Новгород
Парк имени Кулибина
01 / 00
Сразу хотим внести ясность. Мы не претендуем на какое-либо научное восприятие нашего труда, т.к. принято, что в научных трудах нужно ссылаться на чьи то исследования и накопленный опыт. Здесь этого не будет. Весь материал получен эмпирическим путем.

Мы не теоретики, а практикующие архитекторы. Также иногда мы путешествуем по европейским городам и наблюдаем как формируется среда там.

В России, например, в Москве, появилось несколько хороших рекреационных общественных пространств, но человеку свойственно видеть картину в целом, поэтому создается впечатление, что мы далеко отстали от качества обработки и создания общественных пространств европейских городов, наши примеры - это скорее исклчение. Если в России и есть какие-то правила проектирования общественных пространств, то они работают плохо.

Столкнувшись с проектированием того или иного объекта: будь то городская застройка, или территория вокруг жилого дома, или сквер у торгового центра, в своей работе мы задались вопросом как достичь качества присущего общественным пространствам европейских городов. В процессе проектирования мы всегда придерживаемся некоторых принципов. Их мы и попытаемся описать в нашей презентации.

Естественно, что общественные пространства могут быть вообще без рекреации. Рекреация является характеристикой общественного пространства, поэтому в данной презентации речь пойдет только об общественных пространствах с ярко выраженной рекреацией. Т.е. слабо озеленённые улицы, площади оставим для другого раза, а посвятим больше внимания паркам и скверам.

Общественное пространство

"Общественные места - это клей, соединяющий здания". (фильм "Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?)

Давайте разберемся, что такое общественное пространство.

В русском языке до недавнего времени не было такого словосочетания как «общественное пространство». Было «общественное место» - тот самый public domain, о котором говорит Фостер. Это территория, куда каждый может попасть свободно, и это территория, как правило находящаяся в коммунальной собственности или собственности государства, т. е. грубо говоря общая в буквальном смысле слова.

Однако можно привести массу примеров по ощущению вполне общественных мест, типа парка развлечений, куда осуществляется платный вход, или бизнес-центра, на этажах которого находятся торговые помещения и кафе, и который находится на частной территории. Для таких мест в английском языке есть термин public space, который был калькирован на русский как "общественное пространство". Разница с предыдущим определением в том, что доступ в общественное пространство гарантирован всем на равных условиях.
Функции ОП: 1. транзит (движение из точки А в точку Б), 2. Торговля, 3. отдых и развлечения, 4. возможность проводить публичные акции.»

Важными аспектами является создание якорей (точек притяжения), разработка навигации, придание гибкости ОП.

Управление общественным пространством

Следующий блок - управление общественным пространством. Участие в этом принимают несколько сторон: власть, бизнес, профессионалы (не только архитекторы, но и все остальные, кто принимает участие в разработке проекта), активисты и общество. Самый незнакомый игрок в этой четверке - это общество. Примеры воздействия его на общественное пространство можно встретить на каждом шагу. Например, если газон лежит на пути пешеходов, они обязательно протопчут по нему дорожку. И, конечно, профессионал такую дорожку легализует, вместо того, чтобы ставить ограждение и табличку с надписью «Ходить нельзя». Хотя бывают случаи, когда где-то ходить действительно не стоит. Но и для выхода из этой ситуации дизайнеры используют различные приемы - например, посадить цветы, по котором вы пойдете вряд ли.

Способы воздействия общества на общественное пространство: 1. Вандализм, 2. Публичный протест, 3. Граффити (часто относят к первым двум), 4. Дискуссии (попытка диалога с другими сторонами), 5. Краудсорсинг, 6. Краудфандинг. Два последних термина можно перевести на русский язык, но такие слова у нас уже немного прижились. Краудсорсинг - это организованные действия большого числа людей. Краундфандинг - это когда сообщество людей тратит довольно крупную сумму денег на реализацию проекта.

Хорошо, когда общественное пространство может заплатить само за себя. В противном случае сильно уменьшается круг управляющих сторон, которые бы могли способствовать изменениями этого пространства. Поэтому коммерческие пространства не менее важны для города, чем пространства общественные совсем, грубо говоря, ничьи.

Дизайн код

Мы знаем, что в некоторых европейских городах принято создавать дизайн код общественных пространств. У данного подхода много плюсов. Во-первых, это унификация проектных решений и создание единой композиции для объектов как правило разрозненного ОП. Во-вторых, создание единой шкалыя оценки качества проектных решений. Теперь, скажем, сын чиновника уже не сможет по-быстрому сделать дизайн своему папаши.

Дизайн код западного образца делится иногда на 4 категории: геометрия, материалы, освещение и объекты ОП. Также есть множество факторов, связанных с управлением ОП, социальными и культурными аспектами. После переработки и осмысления эта информация опять же сводится в эти 4 ре категории.

Мы стремимся создать руководство, фокусирующееся на рекреационных общественных зонах, как привлекательных мест, будь то новые или существующие городские пространства. Мы стремится создавать проекты, соответствующие контексту, характеру и месту, которые будут безопасны и использоваться с удовольствием со стороны общественности.

Это руководство в первую очередь предназначено для тех, кто связан с профессиями по проектированию окружающей среды, имеющих отношение к проектированию дорог и улиц в городах. Также оно имеет отношение к политикам, проектировщикам и общественным группам. Особый акцент необходимо сделать на важности совместной работы и скоординированности принятия решений.

В качестве примера применения дизайн кода мы решили разработать альтернативную концепцию парку им. Кулибина. О ней и пойдет речь на нашей презентации.